Назад к блогу

Наконец, могу опять погрузиться в написание книги «Я хочу, чтобы ты был счастлив…»
Первая глава — описание родительских компетенций. Условий нашего с Вами развития как личности, наших умений и навыков, которые помогают нам воспитать счастливого и реализовавшего свои способности ребенка.
Теперь, когда проведены тренинги с этой тематикой и когда я готовлюсь провести в марте с 11 по 21 число цикл вечерних вебинаров для родителей по вопросам воспитания детей и, главное — совершенствования нас, как родителей. Цикл вебинаров, которые точно изменят каждого родителя в сторону бОльшей компетентности в вопросах воспитания ребенка, научат и поменяют нас самих, помогут решать сложные вопросы разного возраста и понимать, как поступать в тех или иных ситуациях с ребенком, имеющим те или иные особенности. И даже посмотреть на свою жизнь как на сценарий со стороны — со стороны ребенка, который участником этого сценария становится неизбежно и его роль там достаточно жестко предопределена…
И, хотя цикл вебинаров — продукт системный, но все равно хочется делиться отдельными отрывками из книги. Потому, что опыт показывает — эти отрывки прочитает именно тот, кому он именно сейчас был нужен.
Одна и компетенций, важных компетенций родителя — «Зрелость, независимость в суждениях и поступках, устойчивая система ценностей» И вот немного про нее:

Рассматривая эту компетенцию, я бы поставила для верности слова в ней в обратном порядке. То есть сначала – устойчивая система ценностей. И как следствие, как ее симптом – зрелость, независимость в суждениях и поступках.
Для меня, если попробовать дать краткое определение тому, что такое воспитание вообще, и какова его цель, то это и есть ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЕНКА СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ. И если эта задача выполнена, то можно сказать, что воспитание как процесс закончен успешно. У маленького ребёнка нет собственной системы ценностей. И «что такое хорошо и что такое плохо» родитель объясняет ему применительно к возникающим ситуациям, таким образом эту систему и формируя. То есть, в любой ситуации существует множество различных способов поведения, множество выборов. И родитель указывает ребёнку на тот из них, который сам считает верным. Но «правильным» тот или иной выбор не является априорно, равно как тот или иной способ поведения. Он становится правильным или неправильным только в контексте ценности, относительно которой мы его оцениваем. Элементарный случай в песочнице, когда один малыш отнимает лопатку у другого может вызвать (в зависимости от системы ценностей родителя) разные воспитательные сентенции. Один родитель ребенка, у которого лопатку отнимают, будет настаивать на том, чтобы ребёнок учился «постоять за себя». Другой посоветует малышу отдать лопатку взамен на что-то другое, на ведерочко, например. Третий – просто предложит ему уступить, четвертый — провести переговоры, а пятый – «подставить вторую щеку» и дать отнимающему в придачу формочки или машинку…. и этим варианты поведения не заканчиваются. Но становится очевидно, какие ценности лежат в основе каждого выбора или совета о выборе. И нет правильного или неправильного выбора вообще. Любой выбор становится верным или нет только при рассмотрении его в разрезе ценности. Именно так, помогая ребенку совершить выбор за выбором мы, родители, эти ценности у него формируем. И в итоге, эта череда последовательных выборов, сделанных на основе той или иной ценности формирует систему ценностей самого ребенка, он научается сам опираться на них в своих выборах и наш процесс воспитания, в общем, закончен.
Поэтому зрелость и взрослость человека определяется именно сформированной у него системой ценностей. И все его поступки и выборы будут основаны на этой системе. То есть, если мы вообще ведем речь о том, что нашей целью является воспитание полноценного взрослого человека, каким должен стать в результате приложения наших усилий наш ребенок, то это предполагает именно такую логическую цепочку:
• взрослый зрелый человек – это человек со сформированной системой ценностей;
• чтобы помочь ребенку ее сформировать, надо самим ее иметь;
• процесс воспитания – процесс долгий и целенаправленным этот процесс может сделать ТОЛЬКО череда последовательных выборов определенного способа поведения в разных или похожих ситуациях;
• сами же выборы, их содержание, определяются тем, что же кладется в основу каждого из этих выборов. А в основу ЛЮБОГО выбора кладется ценность. И именно она определяет правильность каждого выбора относительно этой ценности;
• Если у взрослого система ценностей устойчива, то выборы совершаются всегда вокруг определенных ценностей, что становится быстро понятно и ребенку. И он уже без взрослого скоро научается понимать – как поступать в той или иной ситуации, так как основы выборов были однородными.
• Ребенок усваивает принципы выборов и у него формируется на их основе собственная система ценностей, которая проходи верификацию в подростковом возрасте.

Можно, конечно, жить так, чтобы выборов по максимуму избегать. Подменяя их готовыми стандартными способами действий в любой ситуации. То есть опираться не свои ценности, а на готовые стандартные способы поведения. Хотя даже в этом случае мы сообщаем ребенку, что главная ценность – соответствие социальным ожиданиям и образцам. И такой вариант развития событий не нов и не редок. Просто у него – другие результаты. По сути, их два. Либо выросший в такой ситуации — ситуации ухода от выбора родителями ребенок так и проживёт не свою жизнь, выбирая тоже типовое, а значит, точно – не свое. И постоянно ориентируясь на внешне социальные оценки каждого своего выбора. Либо родитель получит протест, конфликт или разрыв отношений когда право выбирать свое станет для ребёнка более ценным чем совершение не своих, но правильных выборов. Чаще всего это происходит в подростковом возрасте, задачей которого и является формирование окончательной независимой системы ценностей у ребёнка. Но часто я вижу, как этот процесс начинается в процессе кризиса средних лет, а до него человек существует, ориентируясь каждый раз на социально диктуемые правила, а поиск себя, своего мнения, своих ценностей мучительно происходит после сорока.
Есть и другой вариант, когда данная компетенция у самого родителя не развита – то есть устойчивой системы ценностей нет. Родитель действует не в соответствии с ценностями, а в соответствии с эмоциями и ситуацией. Ведь в основу выбора можно положить не ценность, а текущее настроение. В этом случае в аналогичных ситуациях ребенок получает разные оценки и разные, противоречивые советы. Сегодня можно, а завтра это же самое – нельзя. Сегодня надо дать сдачу обидчику, а завтра за это могут наказать. В этом случае у ребенка почти всегда присутствуют выраженные невротические проявления и развивается базовая неуверенность в себе, так как ему не на что опереться.

Клиенты: