Назад к блогу

Я хочу рассказать историю, которую слушаю на консультациях уже 30 лет подряд в разных вариациях. История такая. Родители очень внимательны к школьным успехам ребёнка. Оценки являются важными, они должны быть высокими, а лучше — максимальными и желательно по всем предметам. Домашние задания воспринимаются так, как будто они заданы всей семье. Они проверяются, выполняются вместе, при сложностях занимается репетитор. Родители чаще всего — челны родительского комитета. Связи с другими родителями и всеми педагогами поддерживается так как будто они все – родственники. Родители всегда в курсе, что проходит по каким предметам и насколько ребёнок справляется с домашними заданиями.
Думаю, картинка понятна. Родители объединяются со школой в общем стремлении обеспечения высокой успеваемости путём контроля, совместных выполнений уроков и сопровождения процесса обучения на максимально глубоком уровне.
Это неплохо прокатывает в начальной школе. Ребёнок учится на хорошие оценки, учителя счастливы и все вроде бы идёт как надо (кроме того что все члена семьи находится в своеобразным рабстве).
Первые звоночки поступают с 5 класса. Когда замученные родители не могут проверять и делать все задание по всем предметам.Кроме того, выясняется, что сам ребёнок, стоит отвернуться, от уроков отлынивает.
Развязка наступает в 8-9 классе, когда ребёнок откровенно выражает негатив против обучения и выполнения домашних заданий, может начать прогуливать, завалить экзамены и совершать поступки, очень далеки от представление родителей «что такое хорошо». И дальше удерживать на поводке подростка становится просто невозможно. К сожалению, именно в этом возрасте ко мне часто приходят родители, которым я могу дать уже только одно: стремитесь восстановить с ребёнком по возможности доверительные отношения, чтобы когда он будет строить уже свою жизнь, самостоятельно, без вас, он по крайней мере к вам обратился за советом и помощью.
Здесь же я хочу дать пять советов, которыми не исчерпывается данная ситуация, но расставляются основные приоритеты:
1. В каждом возрасте ребёнок решает свою задачу. У родителей нет цели, чтобы ребёнок учился на отлично. У родителей есть цель помочь ребёнку в каждом возрасте решить его возрастную задачу.
2. В начальной школе, с 6 до 10 лет, у ребёнка формируется произвольное поведение. То есть он научается сам управлять своим поведением в соответствии с поставленной задачи. Если вы это сделаете за него, вы совершаете преступление против его развития. Если вы помогаете ему стать самостоятельным и научиться организовывать себя, вы прекрасный родитель.
3. С 10 до 14 лет ребёнок решает задачу социальной адаптации и выбора сферы интересов. Все ваши усилия должны быть направлены на то, чтобы поддержать у ребёнка мотивацию и снабдить его хорошим пониманием этого мира и его ценностей.
4. С 14 до 17 лет у ребёнка формируется собственная система ценностей, способность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. В это время должна произойти сепарации с родителями. Если вы помогаете ребёнку стать самостоятельным и независимым, вы на его стороне.
5. Самое главное – не проживать ЗА ребёнка его жизнь, а показать ребёнку успешные ролевые модели своей собственной полной мотивации и самореализации жизни, сценарий которой он обязательно будет воспроизводить.

Клиенты: